Sam & Max

Овервью огромного пласта американской культуры с обзором всего, что выходило по Sam & Max, подробной (ну как смог) аналитикой и итоговым пояснением почему серия так и не стала известной среди российских игроков. Заходи на лонг, ведь душно не будет!

Вселенная игр по Sam & Max
Вселенная игр по Sam & Max

Как появились Sam & Max

Давайте кратко о том, кто создал Sam & Max и как зародилась эта идея:


                    А вот и наш главный герой!
А вот и наш главный герой!

Стив Перселл, будущий создатель Sam & Max, рос обычным ребёнком в Калифорнии. Идея про кролика и пса, работающими детективами, пришла к нему от его младшего брата Дейва, который часто недорисовывал свои комиксы с этими персонажами, а Стив намеренно заставлял их в следующей же панели путать собственные имена, стрелять друг в друга и совершать другие, тому подобные приколы, что по задумке автора должно было пародировать оригинальный стиль комиксов брата. Короче говоря, рос натуральным троллем.


                    Мне кажется я даже хуже рисую, чем этот парень
Мне кажется я даже хуже рисую, чем этот парень

В 1970-х Дейв, на день рождения своего старшего брата, передал права на использование своих персонажей Стиву после чего, уже в 1987 году, когда Стив Монкьюз предложил создать нашему Стиву свою линейку комиксов в довесок к Fish Police (посредственный комикс про детектива-рыбу со взрослым рейтингом, эдакий маркер безумных 80-х, но из забавного, сейчас правами на эту серию владеет Marvel), то он безоговорочно согласился. Так появилась Sam & Max.


                    Дабы вам проще было оценить как выглядел оригинальный комикс Fish Police
Дабы вам проще было оценить как выглядел оригинальный комикс Fish Police

P.S Сейчас оригинальные комиксы по Fish Police достать почти нереально, зато по ним так же выходил и мультфильм который найти уже гораздо проще.

Surfin' the 2K23

Если честно то очень печально, что купить официально оригинальный комикс толком нельзя (он выходил очень небольшим тиражом, равно как и переиздание), но имеем что имеем, благо наши пиратские переводчики постарались на славу адаптировать текст и шрифты сиё произведения за что им огромное спасибо. Приятная рисовка это одна из немногих вещей, что зацепило мой глаз при чтении этого комикса и отметить её я просто не могу, ибо чем дальше в лес тем, как известно, больше дров...


                    Ну прям милота
Ну прям милота

Если говорить про то, а о чём вообще Sam & Max, то как такового цельного сюжета тут нет. Это набор несвязанных между собой мини-историй, приправленных безумием, небольшим брейн-факом, который происходит по ходу какого-либо действия, ломанием четвёртой стены и отсылок к поп-культуре тех лет.

То нашим героям приходится отбиваться от группы сектантов, попутно спасаясь от какого-то местного, и, что немаловажно, злого божества, то сражаться с костюмированными пиратами у которых есть огромный осьминог, то вообще полететь в космос к каким-то тараканам на Луне.


                    Оценить (в том числе и рисовку) безумие сюжета можно по этой картинке 
Оценить (в том числе и рисовку) безумие сюжета можно по этой картинке 

Вообще, вся комедия данного комикса построена не столько даже на психоделическом сюжете (хотя конечно и его доля тут очень важна и нужна) сколько на том, как персонажи взаимодействуют друг с другом и с другими обитателями этой безумной вселенной.

Сэм ведёт себя как типичный представитель нуарных фильмов 40-х в которых детектив (а в нашем случае пёс-детектив), идёт в своём сером костюме, фетровой шляпе и с сигаретой в зубах по мрачному городу, где лишь изредка пробиваются лучи солнечного света сквозь серые облака. Однако для создания контраста, в довесок к его персонажу докинули и другого, совершенно непохожего на него героя. Макс напротив, это некий гиперактивный, шизо-кролик (хотя он утверждает что он заяц) которого почти ничего не заботит кроме старого доброго ультранасилия, а если он и шутит, то только по-чёрному.

Вселенная игр по Sam & Max
Вселенная игр по Sam & Max

И вот проблема в том, что сказать мне про этот комикс больше и нечего. Многие обзорщики забывают, но комикс в своё-то время не был особо популярен, а сейчас его можно назвать в лучшем случае "плохо состарившимся", ибо кроме превосходной рисовки в нём нет абсолютно ничего интересного и хоть сколько-то привлекательного (и ближе к концу я объясню почему так), а всю свою популярность он обрёл уже после выхода игры от Lucasfilm Games, о чём я ещё расскажу.


                    Но чёрт возьми какая крутая обложка у переиздания комикса
Но чёрт возьми какая крутая обложка у переиздания комикса

Впрочем, если вдруг вы всё же заинтересовались этим творением, то ищите комикс Sam & Max Surfin' The Highway. Это компиляция всех выходивших в то время комиксов про Сэма и Макса, выпущенная в одной книге. Удобно!

Вторая жизнь Сэма и Макса

В 1988 году Стив начал работать в Lucasfilm Games художником и вам он известен прежде всего как автор обложек для таких, уже получивших свой культовый статус, игр как: Monkey Island 1 и 2, Maniac Mansion, Indiana Jones and the Last Crusade, Zak McKracken and the Alien Mindbenders, Loom и Zombies Ate My Neighbors, а тем временем, внутри компании, Sam & Max получили свою вторую и крайне необычную реинкарнацию.


                    Вот они, слева направо. Или справа налево?
Вот они, слева направо. Или справа налево?

Что происходит когда в студию приходят новые художники и аниматоры? Правильно, происходит бардак ибо они ведь ничего толком не знают и не умеют, а поэтому более опытные коллеги берут над ними шефство и стараются наставить их на путь истинный. Для этих целей в компании создавались целые комиксы и прочие штуки, которые помогали новичкам быстрее освоиться на новом рабочем месте и плавно влиться в работу. Так, например, существовали комиксы, которые показывали как нужно анимировать персонажей, как правильно одевать их, как работать со SCUMM (кто не знает это легендарный движок на котором было сделано подавляющее число квестов LucasArts) и так далее и тому подобное. И вот главными персонажами таких комиксов являлись именно Сэм и Макс.


                    Как же круто работать в такой творческой среде, где ты учишься благодаря таким талантливым людям! А вы заметили отсылки?
Как же круто работать в такой творческой среде, где ты учишься благодаря таким талантливым людям! А вы заметили отсылки?

Ну вот и через какое-то время руководство компании захотело сделать игру по комиксам Стива. Да, вот так просто появилась Sam & Max Hit the Road.

Лучшая версия Sam & Max?

А нужно ли мне вообще хоть что-либо расписывать по игре, если за меня всё уже сделали и так?

Прекрасный ролик если захотите оценить всё великолепие игры
Прекрасный ролик если захотите оценить всё великолепие игры

И в целом я полностью подписываюсь под словами Битого Пикселя. Игра великолепно шутит. Скажу больше, игра шутит гораздо смешнее, острее и чернее чем то было в оригинальных комиксах. Если раньше сюжеты были сами в себе, то здесь мы получили огромную и связанную историю. Графика в игре несмотря на то, что она пиксельная выглядит всё так же круто. Опенинг вообще отвал всего. Впервые в квестовых играх вместо глаголов действий персонажа были использованы небольшие иконки, которые позволяли без труда понять, что должен сделать персонаж с тем или иным объектом. К озвучке главных персонажей подтянули именитых актёров: в роли Сэма участвовал Билл Фармер, голос Гуфи с 1987 года, и чуть менее известный Ник Джеймсон (самой известной его работой является Day of the Tentacle где он озвучивал Доктора Фреда Эдисона) в роли Макса, а игра до сих пор умудряeтся попадать в списки самых лучших игр всех времён.


                    СРОЧНО МНЕ РЕМАСТЕР НА СТОЛ К ПОЛУДНЮ!
СРОЧНО МНЕ РЕМАСТЕР НА СТОЛ К ПОЛУДНЮ!

Рекомендую к прохождению, хоть и без недостатков не обошлось. Паззлы в игре довольно-таки сложные и понять иногда логику использования того или иного предмета попросту нереально, оно и понятно: если бы создатели решили сделать безумный мир с безумным сюжетом и заурядными головоломками то всё это великолепие бы просто в одночасье рухнуло, но легче от этого как вы понимаете всё равно не становится.

Совсем забыл! По Sam & Max в 1997 году выходил мультфильм на канале Fox Kids - The Adventures of Sam & Max: Freelance Police и получил даже несколько премий. Сейчас вроде как переводом этого шоу занимается Сыендук поэтому можете заценить!

Последний восход серии

В 2002 году было анонсировано продолжение игры под заголовком Sam & Max Freelance Police, которое должно было состоять из 6 глав, где каждый отдельный эпизод нужно было докупать отдельно а вся графика должна была перекочевать в полноценное 3D, но внезапно для всех, 3 марта 2004 года EA отменила разработку игры, сославшись на то, что сейчас не лучшее время для выпуска адвенчуры.

Дэн Коннорс, тогдашний глава Telltale Games и вовсе заявил, что в те годы у Lucasfilm Games произошёл масштабный сдвиг в направлении компании и игре просто не повезло попасть под эти изменения.

Осталась куча промо-материала от той самой версии
Осталась куча промо-материала от той самой версии

Фанаты были в ярости. За пару дней был организован тематический сайт savesamandmaxfreelancepolice.com с петицией выпустить игру, которую подписало свыше 32.000 человек, однако, как вы, наверное, уже догадались, ничего не произошло. Даже учитывая что Lucasfilm Games по итогу рассмотрела петицию недовольных игроков, никакого ответа с их стороны так и не последовало. Продолжалось это вплоть до момента, пока права на использование этой франшизы у Lucasfilm Games истекли и Стив Перселл пошёл прямо в офисе Telltale Games к своему старому другу Дейву с которым они вместе решили сделать то, что так долго хотели увидеть фанаты.

Тихая смерть

И казалось бы вот оно. Финал, про который стоило бы рассказать получше чем то, как я сделал с комиксом, но факт в том, что я ненавижу Telltale Games и их поганые игры и знаете, почему-то до этого дня я был уверен, что студия испортилась именно с момента выпуска The Walking Dead, а вот их ранние произведения это определённо база, но всё встало на свои места как только я запустил ремастер Sam & Max Save the World. Всё, что на сегодня можно получить от игры это полное разочарование и фейспалм ещё на 2-3 часа.


                    Раньше игра называлась Sam & Max Season One после чего, в 2009 сменила название на Save the World.
Раньше игра называлась Sam & Max Season One после чего, в 2009 сменила название на Save the World.

Цельной истории опять нет, вместо него, 5 эпизодов, в каждом из которых свой отдельный и законченный сюжет. В принципе так было и в комиксах что норм. Персонажи так же на месте: Сэм всё ещё пёс, вышедший из нуарных фильмов 40-х, а Макс - психованный кролик с тягой к насилию. Озвучка в этой игре всё так же на высоте, как и графическое исполнение (3D, анимации, задники всё это сделано превосходно), и казалось бы что могло пойти не так?

Вселенная игр по Sam & Max
Вселенная игр по Sam & Max

Проблема заключается в том что игра просто не смешная. Основной смысл Sam & Max - это создать безумный сюжет в котором будет огромная порция чёрного юмора и брейн-фака чего здесь попросту нет. Точнее даже не так. Юмор и безумие всё ещё есть но всё стало... Унылым? Нет интересных персонажей, нет забавного юмора, нет вообще ничего что делало оригинальные комиксы и игру от EA по своему уникальными. Пожалуй, это самая стерильнейшая версия Sam & Max, которую в принципе можно было придумать и знаете что? У меня есть ответ почему так вышло и он до одури банальный:


                    У игры кста выходили недавно ремастеры и буду честен выглядят они великолепно
У игры кста выходили недавно ремастеры и буду честен выглядят они великолепно

Почему Sam & Max стал блёклым?

Cерия Sam & Max строилась на одном простом правиле: удивить своего читателя нестандартным сюжетом и мрачным чёрным юмором что для поздних 80-х, которые являются золотым веком для фильмов с рейтингом R, это действительно должно было выглядеть необычно для ничего не подозревающего человека, купившего комикс про аляповатых антропоморфных животных, стреляющих по всем из своих пушек.

Cтоит отметить что юмор строился не только на своей черноте но и отсылками на американскую поп-культуру тех лет, что опять же хоть и сужало его аудиторию, зато позволяло выделить этот комикс среди других проектов. В 1987 году. А сейчас всё это, выглядит, мягко говоря, неуместно и просто скучно.

На момент выхода Sam & Max от Telltale Games шёл уже 2004 год. На телеэкранах американских зрителей вовсю шли такие шоу как: Южный парк, Гриффины, Царь горы, Бивис и Баттхед а буквально через год выйдет Робоцып, Гетто и множество других, гораздо откровеннее своим контентом фильмов и сериалов. Да господи, даже детские мультики типа Котопса, Рэна и Стимпи, Новая жизнь Рокко и прочие были гораздо смешнее и жёстче в своих сюжетах и юморесках, а Sam & Max остался ровно таким каким и был в 1987 году. Он никак не изменился и даже не пытался это сделать.

Вселенная игр по Sam & Max
Вселенная игр по Sam & Max

И в этом кроется причина по которой весь контент по Sam & Max сейчас не выглядит так же интересно, свежо и привлекательно каким он был тогда. Серия остановилась в своём развитии и её смерть не была вызвана какими-то факторами извне, вовсе нет. Sam & Max не хотела меняться и это стало её последним гвоздём в крышку гроба.

Финальный аккорд

И наверное здесь нужно сделать какой-то вывод, почему так сложилось что Sam & Max не популярен у нас, российских геймеров? Не буду больше мучать вас своим авторским стилем написания постов, а просто перечислю вещи из-за которых серия так и не взлетела у нас:

Мы так тебя и не узнали до конца, но ты был великой франшизой. Спи спокойно, Sam & Max.

Все потому, что Telltale Games наконец вплотную занялись превращением набора анекдотов в собственно игру. И это у них вроде как получается. Те же самые персонажи, будучи правильно использованы и вовремя помещены в нужный контекст, работают на всю историю, а не на отдельную мизансцену. Основной проблемой остается качество юмора: пока Парцелл лично не возьмется за сценарий, мы с вами будем вынуждены слушать шутки про эмо и «Линукс». Не самая, надо признать, радужная перспектива.

Олег Ставицкий, Sam & Max Season Two. Игромания 2008 год.

Stay Tuned.

Источник информации dtf.ru

0%
НастройкиЗакрыть